Долгосрочное страхование жизни: нужен диалог страховщиков и власти
Зернов Андрей Алексеевич
Генеральный директор ОАО САК «Энергогарант», президент Ассоциации страховщиков топливно-энергетического комплекса
|
В 2005 г. исполняется 170 лет с момента создания в России первого страхового общества, специализирующегося на страховании жизни. Есть ли перспективы у сегодняшнего российского страхования жизни?
90 лет назад, до 1917 г., Россия была шестой страной в мире по уровню страховых услуг. Сегодня также видна отчетливая перспектива роста всего национального страхового рынка, и потому особую актуальность приобретают, прежде всего, классические накопительные виды страхования.
Вопросы страхования находятся в числе приоритетных задач в проекте Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Вместе с тем, по-прежнему, остро стоит проблема развития долгосрочного страхования жизни. Известно, что оно является колоссальным потенциалом для развития национальной системы страхования, выполняет важную социально-экономическую функцию и служит инвестиционным ресурсом для всей экономики страны.
Положительный опыт более чем 170-летнего развития страхования жизни в России позволяет нам вновь вернуться к вопросам взаимодействия страхового сообщества и органов государственной власти в рамках частно-государственного партнерства, направленного на решение значимых проблем в сфере экономики, социальной политики, здравоохранения.
Несмотря на то, что в 2004 г., скорее всего, будут достигнуты ежегодные 40-50% роста сборов премии по долгосрочному страхованию жизни, их удельный вес в ВВП России измеряется сотыми долями процента. В то же время в странах Восточный Европы аналогичный показатель составляет 1.5-2%.
Необходимо отметить, что существенное влияние на развитие долгосрочного страхования жизни в России может оказать налоговое законодательство. Это касается возможного предоставления социальных налоговых вычетов физлицам, купившим на собственные средства полисы долгосрочного страхования, а также возможности усовершенствования системы налогообложения юрлиц и работников в части всех выплат и отнесения на себестоимость.
Кроме того, существенное влияние на степень развития страхования жизни в России должен оказать принципиально новый подход к системе регулирования профессиональных участников рынка страхования жизни, условий их деятельности и инвестиционных возможностей. Это также предопределит появление новых страховых продуктов, в частности "инвестиционного полиса жизни" (unit-linked life insurance).
Но осуществление всех эти планов возможно лишь при налаживании прямого диалога страхового сообщества и органов госвласти, в рамках которого на первый план должны выйти механизмы частно-государственного партнерства, направленного на решение значимых проблем в сфере экономики, социальной политики, здравоохранения.